Жос де Мей |
После М. К. Эшера(По-голландски название звучит двояко: и как "После Эшера" и "Как Эшер") Впервые работы Эшера я увидел в 1956 году. Я принимал участие в выставке современного дизайна интерьера в Музее Прикладных Искусств в Генте. Кроме моего дизайна мебели я представлял абстрактные настенные изображения. В это же время в том же музее проходила выставка работ Эшера. Его работы произвели на меня громадное впечатление. Картины "Смятие", "Болото" и "Капля росы" я никогда не забуду. Позже в 1958 году я принимал участие на международной выставке в Брюсселе со своими графическими работами, основанными на последовательности Фибоначчи, золотом сечении и идеях ле Корбюзье. В 1959 году профессор М. Верзель дал мне копию статьи, написанную отцом и сыном Пенроузами о невозможных фигурах и "Британского журнала психологии". В 1963 с помощью моего коллеги де Вогелера (de Vogelaere) я открыл для себя "пифагорово дерево" в версии предложенной А. Босменом (A. Bosman). В первой половине шестидесятых годов вместе с моими студентами мы изучили большой раздел геометрии о многогранниках и других трехмерных структурах. В 1966 году были созданы сложные круговые композиции и работы с использованием симметричного разбиения квадрата и куба. Тем временем в 1962 году я приобрел первую книги об Эшере. Это была книга "Основы минералогии и кристаллографии" профессора Б.Г. Эшера, брата М.К. Эшера. В 1968 году я посетил большую выставку Эшера в гаагском Муниципальном Музее. Случайность это или нет, но в этом же году я решил закончить частную практику (дизайн интерьера и мебели), оставив только занятия в Институте Архитектуры, чтобы сконцентрироваться на карьере художника. До этого времени я делал только наброски, а законченные проекты представляли собой правильные и очень точные сцены. Но эти правильные и точные сцены являлись лишь частью моей работы. Как следствие я начал использовать в своих картинах нечто нереальное или невозможное. Так я пришел к использованию невозможных фигур. Первые картины периода 19681976 годов были цветные абстрактные композиции, базировавшиеся на использовании фигур Тьери и сдвоенных линий, как в работах Джозефа Альберса. На этих картинах в основном были показаны "объекты", помещенные в несуществующее пространство. Они являлись представлением странных объектов, которые не имели ни верхней, ни нижней, ни левой, ни правой сторон. И если на картине не было особых пометок, то ее можно было повесить вверх ногами или даже наискось. Позже объекты и конструкции помещались на бесконечную поверхность. Начиная с 1976 года в моих работах стали более выразительно использоваться оптические эффекты обман глаз, использование точного воспроизведения материала и основательно изученные эффекты света и тени. Я уделял огромное внимание на окружение, детально прорисовывая небо, траву, деревья, дома, воду и проч. Изображение невозможных фигур как таковых увеличивало кажущуюся реалистичность. Для меня это дало возможность выделить себя из анонимной интернациональной абстрактности. Таким образом, я получил возможность изображать то, чего быть не может, и делать это таким образом, что создается впечатление, что изображение кажется реальным. И в самом деле, неподготовленные зрители утверждают, что мои картины не нарисованы, а сфотографированы. Теперь я хотел бы рассказать о некоторых аспектах моей работы, по поводу, которых возникает наибольшее количество вопросов.
Кроме этих шести наиболее часто задаваемых вопросов я хотел бы осветить еще несколько вопросов. Блестящая обезличенная скрупулезно
точная техника рисования. Угол падения света. В заключение я хотел отметить, что я всегда хотел доставить наслаждение и глазам и уму. Я убежден, что зрительное наслаждение ничего не значит без умственного. Искусство удовлетворяющее только ум интересно; искусство удовлетворяющее лишь взор поверхностно. Поэтому я всегда смотрю на искусство с двух сторон интерес и эстетическое удовлетворение... Зомергем, 29 января 1998 г. P.S. Оглядываясь назад, я хочу сказать, что у нас с Эшером много схожего. Конечно же, у нас близкие интересы. Я менее образован и менее подкован научными знаниями, нежели Эшер, и в восприятии природы у нас также есть определенные различия. Я, как Эшер, не причисляю себя к городским жителям, однако, насколько Эшер обожал открытое море, я люблю море с берега, а также реки и горы, что Эшеру было не так интересно. Между тем я искренне верю, со всем уважением к заслугам Эшера мои работы являются шагом вперед в изображении невозможных фигур и конструкций. Перевод Влада Алексеева. Калуга. 2002. |