|
|
Часть 6
Создавайте сами невозможные объекты
|
Собственно говоря, невозможный
объект несложно создать. Если вы знаете
обычные геометрические фигуры и у вас есть
немного воображения, то это можно сделать
за считанные минуты. Сложное расположение
кубов на следующей странице было придумано
за пять минут, при рассматривании линолеума
с рисунком в виде шахматной доски. Сначала я
сделал набросок узора пола, а потом при
помощи перспективы добился эффекта глубины
на рисунке. Эта уникальная конфигурация
родилась после того, как я немного "поиграл"
с фигурой. Поскольку создание невозможных
объектов довольно сильно ограничено
пределами графики, вполне возможно, что два
человека, работающие независимо друг от
друга, могут создать что-то одинаковое или
очень похожее.
Вдохновить на создание невозможных
объектов может практически все. При
создании фигур, которые мы видим в этой
книге, в качестве образцов использовались
обыкновенные бытовые предметы и некоторые
более-менее знакомые вещи. Они были по-новому
переосмыслены, преображены и доведены до
совершенства всего лишь при помощи
воображения. Находить невозможные объекты
в обыкновенных предметах так же
увлекательно, как и искать сокровища. Из
простых рисунков может родиться огромное
количество невозможных объектов. Еще более
интересно самому дать им названия!
Возможно, лучший способ начать
взять в руки блокнот и карандаш, сделать
несколько набросков знакомых предметов, с
которыми встречаешься ежедневно. Не берите
ничего сложного, лучше используйте фигуры с
простой геометрической формой. Нарисовав
что-то, попытайтесь поэкспериментировать,
сделав несколько последовательных
рисунков. В этом надо немного
попрактиковаться, но вы будете удивлены
конечным результатом. Ваше задание (уж вам
решать, принимать его или нет) состоит в том,
чтобы создать собственный невозможный
объект в домашних условиях!
|
|
Пространственная рамка
На создание этой фигуры меня
вдохновил обычный дверной проем. Как вы
считаете: "Пространственная рамка"
реальна, нереальна или, может быть,
сюрреальна? Это дверь в бесконечность или
схематический набросок каркаса кровати?
Если второе, то, вероятно, такую диковинную
кровать можно использовать в борьбе с
бессонницей!
Фигура "Пространственная рамка"
построена по тому же принципу, что и многие
другие фигуры в этой книге,
неправильные соединения в перспективе.
Если мы смотрим на фигуру снизу, то
оказывается, что наш взгляд направлен
скорее сверху вниз. И наоборот. Другими
словами, мы глядим на фигуру одновременно и
с высоты птичьего полета, и с точки зрения
червяка, ползущего по земле, что в
реальности невозможно. Эффект довершается
тем, что оба края фигуры одинаковы. Этого
было несложно достигнуть, поскольку три
параллельные линии длинных осевых
элементов были расположены одинаково, что
позволило создать неправильные соединения
на краях фигуры. На следующей странице
изображены нереальная "Пространственная
рамка" и вставка, на которой показано, как
в действительности должна выглядеть
перспектива.
|
|
Двойная пространственная рамка
В этой фигуре мы использовали тему
дверного проема, но пошли немножко дальше.
Здесь имеются три параллельных
вертикальных элемента, которые лежат в
одной плоскости. Верх и низ пересекаются
под прямым углом и дублируют друг друга. То,
что снизу, не похоже на то, что сверху, и
наоборот. Благодаря смещенным в
перспективе соединениям и параллельным
линиям, расположенным на одинаковом
расстоянии друг от друга, мы, как и ранее,
имеем возможность смотреть на фигуру
одновременно и с высоты птичьего полета, и с
точки зрения червяка, ползающего по земле.
"Двойная пространственная рамка"
состоит из частей обычной рамки и кажется
цельной пространственной структурой.
Хотя эта фигура напоминает двойную
искривленную оконную раму, это только
видимость. Можете быть уверены, чиновники в
комиссии по торговле строительными
материалами затруднятся найти в перечне
своей продукции подходящий артикул для
этой рамы! А может быть, это пресловутое
окно в бесконечность? Может ли что-то
подобное встретиться где-нибудь в реальной
вселенной?
|
|
Двойная скоба
Здесь представлена еще одна
уникальная удивительная фигура "Двойная
скоба". Будучи одной из многочисленных
вариаций трибара, она, на первый взгляд,
кажется лежащей в одной геометрической
плоскости, но потом вы осознаете, что это не
так: в месте соприкосновения двух скоб
плоскостей становится тоже две, и они лежат
под прямым углом друг к другу. Но все же в
целом вы воспринимаете фигуру в одной
плоскости.
Вы можете создать свою собственную
"Двойную скобу" или любую другую
двойную фигуру, основываясь на принципах,
описанных в этой книге, и присматриваясь к
бесчисленным предметам, которые окружают
вас в повседневной жизни. Затем просто
используйте свое воображение. Только не
забудьте придумать разумное (или
бессмысленное) название для вашего
изобретения!
|
|
Кирпич с выемкой
"Кирпич с выемкой" напоминает
кубик масла или сливочной помадки, в
которой был сделан большой надрез.
Вертикальная поверхность на переднем плане
лежит в одной плоскости, однако, рассмотрев
элементы с двух сторон надреза, мы понимаем,
что здесь две плоскости. Левая часть
отверстия, кажется, отклонилась назад. И
верхняя грань ведет себя так же странно,
одновременно занимая две плоскости в
перспективе. Как и в случае со многими
невозможными фигурами, мы окончательно
запутываемся из-за смещенных соединений.
"Кирпич с выемкой", на создание
которого автора вдохновил деревянный
брусок на строительном участке (а может
быть, это был кирпич), является
прямоугольным объектом. Это одна из
простейших геометрических форм, которые
можно задействовать при создании
невозможных объектов. Чтобы найти
различные способы, как "заново
перестроить" эту устойчивую
геометрическую фигуру и "поиграть" с
ней, просто начните рисовать линии!
|
|
Размножающийся куб
Невозможные фигуры в форме кубов не
знают пределов. Каждая новая разновидность
идет дальше предыдущей и повергает нас в
замешательство или приводит в восхищение.
Как и у его более простого предшественника
"Разрастающегося куба", у "Размножающегося
куба" есть ряд увеличивающихся или
уменьшающихся окон. В этой фигуре,
напоминающей стартовые ворота на треке,
кубы расположены по нарастающей, и легко
представить, что они будут размножаться
вечно.
"Размножающийся куб" может
вдохновить на уникальное архитектурное
решение. Подоконники четырех окон вроде бы
расположены по прямой, но потом, когда вы
смотрите на верхнюю часть фигуры,
становится очевидным, что это не так. Можно
до бесконечности спорить с самим собой
"да" или "нет". В любом случае вы
будете правы! Как "Разрастающийся куб",
так и эта фигура не создают ограничений для
страстного фаната кубов, обладающего
воображением!
|
|
Противоположные бревна
В фигуре на следующей странице
линии соединены так же, как и в фигуре "Раздвоенный
столб". Мы смотрим на нее одновременно и с
высоты птичьего полета, и с точки зрения
червяка ползающего по земле. Как и ранее,
две противоположные стороны одного и того
же объекта выступают на передний план,
создавая уникальный новый дизайн. И точно
так же в реальности эта фигура должна была
бы отклониться на 180°, чтобы получилось то,
что мы видим. Здесь нет ни одного признака
того, что фигура подверглась искажению или
деформации. У нее нет никаких изъянов
ни трещин, ни царапин!
Какой бы ученый, политик и
журналист не захотел бы заполучить эту
фигуру?! Она стала бы неплохой игрушкой для
всех, кто скучает на затянувшихся
совещаниях или пресс-конференциях. А может,
ее можно использовать в качестве
необыкновенного футуристического
межпространственного пистолета с
глушителем или в качестве приспособления
для связи с космонавтами? Несмотря на то что
"Противоположные бревна" кажутся
многообещающим проектом для невозможных
исследований, деньги, выделенные на его
реализацию, могут уйти в черную дыру. А
почему бы не создать свою собственную
вариацию "Противоположных бревен"? Вы
действительно сможете поразить кого-нибудь!
|
|
Интегральный брусок
Как мы уже видели ранее, бруски
вдохновляют на создание невозможных
объектов. Объект на следующей странице,
возможно, был навеян расположением
деревянных креплений в стенах нового дома.
Первое, что мы замечаем в этой фигуре,
это горизонтально заштрихованный элемент в
форме буквы U, смотрящий налево. А потом,
мгновение спустя, смотрящий направо
вертикально заштрихованный элемент в форме
перевернутой буквы J. Ощущение глубины в
фигуре создается благодаря затемнению в
нижней части отверстия. Эта фигура могла бы
быть реальной, если бы не затемненная
верхняя грань. Как будто вся фигура
искривлена, чтобы оставаться единым целым.
Но этого не происходит: фигура словно бы
говорит одно, а делает другое! Здесь снова
использован принцип параллельных линий и
неправильных соединений в перспективе,
объединенных в эту поистине невозможную
фигуру!
|
|
Самозамкнутый блок
В этом объекте представлена смесь
элементов куба и трибара. Он существует
благодаря смещению в перспективе, подобная
техника используется в "Пространственной
рамке", "Двойной пространственной
рамке" и в "Противоположных бревнах".
В этом случае ваши глаза словно бы
разъезжаются, как будто видят фигуру с двух
сторон. Конечно же, ваше зрение не обрело
сверхъестественную силу сама фигура
построена на трюке с перспективой.
Единственная новая возможность, которая у
вас появилась, когда вы мысленно охватили
эту фигуру, это возможность
удивиться! Если вы хотите поспорить с
теорией, попытайтесь построить модель
этого блока!
|
|
Срезанный трибар
Фигура справа еще один
уникальный объект, который никогда ранее не
был опубликован, по крайней мере,
насколько нам известно! Эта фигура
показывает, насколько легко придумать
новое в мире невозможного.
"Срезанный трибар" кажется
гибридом куба и трибара. Эффект основан на
том, что вверху фигура сначала была срезана,
а затем восстановлена, причем получился
совершенно новый образ. Доминирующая левая
вертикальная ось ведет к новой верхней
плоскости. Если вы пройдете по ней, то снова
окажетесь внизу у основания оси там,
где начали.
На создание этой фигуры нас
вдохновил "Невозможный треугольник",
но "Срезанный трибар" не был образован
непосредственно из него. "Играя" с
идеей трибара, испытывая различные способы
соединения линий, вы, без сомнения, придете
к какой-нибудь удивительной фигуре (и сами
поймете, когда это произойдет). Благодаря
таким экспериментам можно изобрести
множество удивительных новых совершенно
невозможных объектов!
|
|
Божественный брусок
Итак, заканчивая свое путешествие
по миру невозможного, мы рассмотрим фигуру
"Божественный брусок". Этот предмет
состоит из многих отдельных элементов,
причем вы не сможете с уверенностью сказать,
соединены ли они между собой или нет. Здесь,
так же как и в "Космической вилке", мы
сталкиваемся с тем, что не можем воспринять
эту фигуру как что-то целое. Наш взгляд
перепрыгивает с одного элемента на другой.
Хотя многие невозможные фигуры и состоят из
простейших элементов, они все равно
способны привести нас в полное
замешательство.
В самом бруске нет ничего
особенного, и с ним трудно сделать что-то
невозможное. Можно лишь располагать концы
брусьев невозможным образом так, как это
сделано в фигуре "Противоположные бревна".
Можно и завершить единую картину, добавив
еще несколько групп элементов. Когда
отдельные брусья соединяются в "группу",
как показано здесь, фигура, в общем,
приобретает еще одно измерение. Можно
сказать, что эти бруски кто-то в качестве
эксперимента срезал со знаменитого "Невозможного
треугольника".
Поначалу вы автоматически
воспринимаете "Божественный брусок"
как обычный объект. Затем, когда вы
понимаете, что эта фигура не совсем
трехмерна, вы приходите в замешательство,
не понимая, в чем дело. Сверху и снизу фигура
выглядит нормальной, но когда вы пристально
разглядываете противоположные концы вроде
бы сплошного трехмерного бруска, то они
просто испаряются в воздухе!
Прочитав эту книгу и, возможно,
создав несколько удивительных фигур
самостоятельно, вы можете бросить вашу
теперешнюю конкретную работу и стать
экспертом в мире невозможного!
Приятного времяпрепровождения!
|
|
|
"...И он сказал: "То, что
невозможно для человека, возможно для Бога.
Поскольку для Бога нет ничего невозможного"
(Евангелие от Луки, 18:27; 1:37).
Об авторе
Автор книги, архитектор и художник-график,
получил степень магистра по специализации
"Гражданское строительство" в
Стэнфордском университете. В дальнейшем он
работал в области проектирования и дизайна
зданий. Занимается астрономией, геологией,
метеорологией, фотографией и оптическими
иллюзиями. Автор книги проводит лекции и
семинары по астрономии, а некоторые его
труды по этой дисциплине были опубликованы
в широко известных по всей стране изданиях.
|
|