Невозможное это то, что просто не может
существовать или случиться...
На протяжении всей истории люди
сталкивались с оптическими иллюзиями того
или иного рода. Достаточно вспомнить мираж
в пустыне, иллюзии, создаваемые светом и
тенью, а также относительным движением.
Широко известен следующий пример: луна,
поднимающаяся из-за горизонта, кажется
гораздо больше, чем высоко в небе. Все это
лишь несколько любопытных явлений, которые
встречаются в природе. Когда эти явления,
обманывающие зрение и ум, были впервые
замечены, они стали волновать воображение
людей.
С давних времен оптические иллюзии
использовались, чтобы усилить воздействие
произведений искусства или улучшить
внешний вид архитектурных творений.
Древние греки прибегали к оптическим
иллюзиям, чтобы довести до совершенства
внешний вид своих великих храмов. В эпоху
Средневековья смещенную перспективу
иногда использовали в живописи. Позднее
многие другие иллюзии использовались в
графике. Среди них единственный в своем
роде и относительно новый вид оптической
иллюзии известен как "невозможные
объекты".
Одним из важных навыков для людей,
работающих в технической сфере, является
способность воспринимать трехмерные
объекты в двухмерной плоскости.
Невозможные объекты построены на
использовании трюков с перспективой и
глубиной в рамках двухмерного пространства.
Невозможные в реальном трехмерном
пространстве, они действуют на наше зрение
благодаря смещенной перспективе,
манипуляциям с глубиной и плоскостью,
обманчивым оптическим намекам,
несоответствиям планов, игре света и тени,
неясным соединениям, благодаря
неправильным и противоречивым
направлениям и связям, измененным точкам
кода и другим "фокусам", к которым
прибегает художник-график. Все эти
технологии построены на перспективе,
которая сама по себе является иллюзией,
поскольку она используется для создания
видимости или иллюзии глубины в
трехмерном пространстве, Если взглянуть на
перспективу в этом свете, то невозможные
объекты это иллюзия вдвойне.
При создании невозможных объектов
используются все вышеупомянутые необычные
приемы. Они завораживают наше воображение и
дразнят своими загадочными свойствами. В то
же время они помогают понять процессы
зрительного и умственного восприятия,
поскольку воображение пытается найти
какое-либо цельное решение этой загадки,
совместимое с реальностью. Но пока глаз
воспринимает, а мозг осмысливает, мы
вынуждены смириться со зрительным
противоречием, которое никогда не
встретится в реальной жизни. Из всех
существующих оптических иллюзий
невозможные объекты, пожалуй, самые
завораживающие. Те фокусы, которые они
вытворяют с нашим воображением, и та
игривость, с которой они смущают
человеческую душу, делают их особенно
увлекательными.
Невозможные объекты противоречат нашим
фундаментальным представлениям о
восприятии. Например, глядя на какую-либо
фигуру в этой книге, мы сначала
воспринимаем ее как трехмерный объект, но
потом понимаем: что-то здесь не так. Минутой
позже нам становится ясно, что объект не
может существовать в пространстве, хотя он
явно существует на бумаге. Невозможно не
двухмерное их представление, а именно
трехмерное. Другими словами, удивительные
фигуры представляют собой объекты
нереального мира: их можно представить себе
и даже нарисовать, но в реальности создать
нельзя. И именно это делает их
привлекательными.
Также немаловажно, что невозможные
объекты отличаются от других невозможных
явлений. С одной стороны, мы можем
представить себе женщину с рыбьим хвостом русалку, даже если мы знаем, что русалок
не существует, нам не составит труда
нарисовать ее. С другой стороны, мы не можем
представить себе квадратный круг или
нарисовать что-то подобное. Расхождение
между понятиями "квадрат" и "круг"
настолько велико, что их нельзя объединить
в нечто целое, следовательно, такая вещь
невозможна ни в нашем воображении, ни в
реальности. Ни круг, ни квадрат не несут в
себе самого важного для невозможных
объектов качества признака
двусмысленности. В невозможных объектах же
присутствует эта двусмысленность, но наше
воображение не может найти ей объяснения.
Как уже было сказано выше, невозможные
объекты с их нарушением всех наших глубоко
культивируемых представлений о внешнем
мире захватывают нас на каком-то глубинном,
загадочном, подсознательном уровне. Когда
мы рассматриваем их, смутное беспокойство
подталкивает нас взглянуть поближе.
Внезапно привычный мир, кажущийся таким
стабильным, надежным и устойчивым, рушится
в одночасье, как будто в странном сне. И
только продолжая пристально разглядывать,
казалось бы, меняющийся объект, мы осознаем,
что введены в заблуждение только в нашем
воображении, а не в реальности. В конце
концов мы, возможно, скажем, что реальность
вновь стала привычной, и засмеемся, как
будто избежали несчастного случая!
|