![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
Детство и юность. Голландия.
С 1907 года Мориц учится плотницкому делу и игре на пианино. В 1912-1918 годах учится в средней школе. Оценки по всем предметам у Морица были плохие за исключением рисования. Учитель рисования заметил талант Морица и научил его делать гравюры на дереве. В 1913 году Эшер в школе религии встречает Баса Киста (тот пошел туда по стопам родителей, хотя сам никогда не был особенно религиозен), который станет его лучшим другом.Оба интересовались технологией печати. В 1916 году Эшер выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет своего отца Г. А. Эшера. В 1917 году Эшер посещает мастерскую художника Герта Стигемана, имевшего печатный станок. На этом станке были отпечатаны первые гравюры Эшера. Также В 1917 году Эшеры переезжают в голландский городок Остербек, расположенный в окрестностях Арнема. В 1918-1919 годах Эшер посещает Технический колледж в голландском городке Делфт. Он получает отсрочку от службы в армии для продолжения учебы, но из-за плохого здоровья не справился с учебным планом, и был отчислен. В результате, Эшер так и не получил высшего образования. Все еще в надежде получить диплом архитектора в 1919-1922 годах юный Эшер учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гарлеме, административном центре провинции Северная Голландия. Там он берет уроки у Сэмюэля Джесерена де Месквита оказавшего формирующее влияние на жизнь и творчество Эшера. В 1921 году семья Эшеров посещает Ривьеру и Италию. Впечатленный растительностью и цветами средиземноморского климата Мориц делает детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Еще он нарисовал много эскизов с горными пейзажами, которые легли в основу его более поздних работ. Эшер начинает экспериментировать в новом для себя направлении, и его гравюры по дереву издаются в юмористическом буклете Easter Flowers, где в его работах уже встречаются зеркальные отображения, кристаллические фигуры и сферы. Первая печатная работа Эшера, продававшаяся большим тиражом, был "Святой Франциск (проповедь птицам)". В поисках новых идей Эшер решает отправиться в Италию Италия и ИспанияЭшер с двумя друзьями покидают Арнэм в апреле 1922 года. Двое друзей вернулись Голландию после двух недель во Флоренции, а Эшер отправляется в Сан Джиминано с сестрой одного из них. Там, а также в двух следующих городах Вольтере и Сиене, он делает серию зарисовок. Всю весну 1992 года он проводит странствуя по Италии, зарисовывая ландшафты, растения и даже насекомых. В Ассисси он встречает собрата по перу - голландского художника Герретсена, с которым периодически встречается на протяжении нескольких следующих лет. Возвратившись в Июне домой, Эшер понимает, что не может работать в старых условиях, и при решает при первой же возможности вернуться в южную Европу. Он отправляется на яхте со своими друзьями, сэкономив при деньги, ухаживая за маленькими детьми друзей. В этом путешествии он впервые видит феномен фосфоресцентного моря, который отражен в его картине с одноименным названием. В Испании Эшер присутсвует на корриде и посещает знаменитый мадридский музей Прадо. Опоздав на экспресс, Эшер проводит 24 часа в поезде местного сообщения, чтобы добораться до Гранады. В Гранаде Эшер посещает Альгамбру, где знакомится с арабскими декоративными стилями и копирует одну из них. Из Испании на корабле Эшер добирается до Италии. После небольшого путешествия по Италии он на несколько месяцев остается в Сиене. В это время он очень интенсивно работает, в чем помогла "благословенная", по его же словам, атмосфера города. В марте 1923 года Эшер продолжать работать и путешествовать. В конце месяца в пансионе, где остановился Мориц, останавливает семья швейцарского промышленника Умикера. Через несколько месяцев Эшер рисует портрет дочери промышленника Джетты Умикер. Немного позже он понял, что влюбился, но не был уверен в ответных чувствах. В самый последний момент, когда Умикеры собирались уезжать, он решился признаться в любви, и молодые были помолвлены. В августе 1923 годе в Сиене состоялась первая персональная выставка Эшера, но он уделил этому поворотному для любого художника событию совсем мало внимания. Он был увлечен Джеттой. В середине августа он сделал Джетте предложение и 28 августа прибыл в Цюрих для формальной встречи с семьей. Он решил жениться и жить в Италии. 1924 год был очень насыщен событиями. В феврале проходит его персональная выставка в Голландии. 12 июня состоялась его свадьба в Виареджи в Италии. Молодожены посещают Геную, Аннеки и Брюссель. В октябре они отправляются во Франции, а затем обратно в Италию. В ходе этого путешествия Эшер изучает различные архитектурные стили Европы. В конце 1924 года молодожены покупают строящийся дом в городке Фраскати недалеко от Рима. И хотя строительство дома было закончено в марте 1925 года, молодожены въехали в него только в октябре. Чуть позже переезда в новый дом происходит несчастный случай с братом Морица, который занимался альпинизмом. Брат погибает, и Эшер отправляется на опознание тела. После этой трагедии он создает знаменитую гравюру на дереве "Дни творения" (Days of Creation). В июне 1926 года Эшер покупает новый строящийся дом больших размеров, чем предыдущий, в связи с прибавлением в семье. В конце июля рождается Джордж Эшер. Как меру растущей известности Эшера можно сказать, что на крестинах сына присутствовали король Эммануэль и Муссолини. Счастливая жизнь с женой и ребенком в Риме в конце двадцатых годов оказалась очень продуктивным периодом жизни для Морица. Его работы демонстрируются на многих выставках Голландии, а к 1929 году его популярность достигает такого уровня, что за один год проходят пять персональных выставок в Голландии и Швейцарии. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и "логическими". Картины этого периода содержат много горных ландшафтов и немного коммерческих иллюстраций. Самая известная картина этого периода - гравюра горной деревни Кастровальва, законченная в феврале 1930 года. Также в 1930 году рождается второй сын Артур. В конце 1930 и в 1931 году Эшер много болеет и в работе происходит перерыв. Такие перерывы периодически возникают в течение всей жизни художника. Этот перерыв кончается встречей в Риме директора Голландского Исторического Института Г. Дж. Хугеверфа, который предложил написать статью о творчестве Эшера и опубликовать с ней несколько его работ. Отобранные работы публикуются в виде книги Emblemata в 1932 году. В конце 1933 года Эшер создает несколько литографий для книги ужасов The Terrible Adventures of Scholastica. В 1934 году Эшер получает третью премию за картину "Нонза, Корсика" (Nonza) на выставке в Чикаго. Институт искусств в Чигако покупает эту картину. Это первая картина, проданная в Америке. В этом году Эшер с семьей отправляется к берегу моря, а затем плывет в Бельгию. Назад на север.Летом 1935 года Эшер по делам прибывает в Гаагу в дом к родителям. Во время этого визита Эшер делает одно важное дело - рисует детальный портрет отца. Гравюра была закончена в августе и отпечатана только для членов семьи. В августе 1935 года Мориц с семьец переезжает в новый в дом в Шато д'Э в Швейцарии. Джетта возобновляет свои занятия на пианино, а Эшер поступает в местный шахматный клуб. Дети наслаждаются снегом. В декабре Мориц делает литографию фермерского дома на заснеженном склоне горы, но оказывает разочарованным результатом. Его сын Джордж позже скажет, что его отец тосковал по теплу итальянских ландшафтов. В начале 1936 года Эшер решает отправиться обратно в южную Европу. Он обращается в корабельные компании с предложением сделать картины кораблей и портов, обслуживаемых компаниями, в обмен на бесплатное путешествие. к его удивлению корабельная компания Адрия соглашается на его предложение, и в апреле Эшер отправляется в Триест, где в офисе Адрии был встречен с большим уважением и учтивостью. На кораблях компании Адрия Эшер посещает Венецию, Анкону, Бари, Катанию, Палермо, Геную и несколько других итальянских и сицилийских городов. Джетта присоединяется к нему в середине мая. Во время путешествия Эшер делает большое количество набросков. В резульате были сделаны девять гравюр на дереве. Это было последнее большое путешествие и любимой Эшером средиземноморской Италии. В июне после завершения путешествия по средиземному морю семья Эшеров посещает несколько швейцарских озер, а затем отправляется в Гаагу к родителям. Путешествие было очень удачным, и это было удачное завершение первой фазы карьеры художника. 1 сентября Эшеры возвращаются домой в Шато д'Э, и графические работы Эшера начинают постепенно приобретать другое направление. МетаморфозыК концу 1936 года Эшер заканчивает большинство гравюр для компании Адрия. Также на основе эскизов путешествия он создает свою первою картину невозможной реальности Still Life with Street. Также в 1936 году он вторично посещает Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик. Эта поездка и переселение из Италии усиливают изменения в творчестве художника. В середине 1937 года семья Эшеров снова переселяется, на этот раз в Уккель - пригород Брюсселя. В октябре Эшер показывает своему брату Биру мозаичную картину, над которой он в тот момент работает. Бир, профессор геологии, впечатлен работой и видит в ней возможности применение идей Эшера в кристаллографии. В 1938 году Эшер продолжает эксперименты с мозаиками и трансформациями. Он создает мозаику в виде двух птиц, летящих навстречу, которая легла в основу картины "День и ночь". 14 июня 1939 года в Гааге умирает отец Эшера. Несколькими месяцами позже Эшер начинает работу над одной из самых важных своих работ. В 1937 году он уже создал гравюру "Метаморфозы", где показано, как один из блоков города превращается в человека. На новой картинке "Метаморфозы 2" показана последовательность 10 трансформаций. Это самая большая картина Эшера размерами 19 см на 3.9 м. В мае 1940 года нацисты оккупируют Голландию и Бельгию, а 17 мая в зону оккупации попадает и Брюссель. В конце мая умирает мать Эшера. Из-за войны Эшер опаздывает на похороны. Конец 1940 года уходит у Эшера на то, чтобы завершить дела матери, а также в это время он занимается оформлением ратуши в Лейдене. Он и Джетта находят дом в Барне (Голландия) и переезжают туда в феврале 1941 года. До конца своих дней Эшер живет в этом городе. Голландия, война, слава1 февраля 1944 нацисты, преследовавшие евреев, арестовывают учителя Эшера Сэмюэля де Месквита. Больше его не видели. Эшер помогает переправить работы де Месквита в амстердамский музей Стеделик. Он оставляет у себя только один эскиз де Месквита, на котором остался отпечаток немецкого сапога. Этот эскиз Эшер хранит до конца своей жизни. После войны в 1946 году Эшер устраивает мемориальную выставку посвященную творчеству де Месквита в музее Стеделик. В 1946 году Эшер начинает интересоваться технологией глубокой печати. И хотя эта технология была намного сложнее той, которой пользовался Эшер до этого и требовала больше времени для создания картины, результаты более впечатляющими - более тонкие линии и точная передача теней. Одна из самых известный работ в технике глубокой печати "Капля росы" была закончена в 1948 году. В 1949 году Эшер с двумя другими художниками устраивают большую выставку своих картин. В дополнение к выставке художники рассказывают и демонстрируют свою технику создания изображений. В ходе выставки были проданы некоторые работы Эшера включая одну из огромных Метаморфоз. Известность в Америке Эшер приобретает после публикации статей в двух журналах. Корреспондент журнала The Studio Израэль Шенкер проводит интервью с художником у него дома в Барне. Интервью было дано в конце 1950 года и опубликовано в начале 1951 года в журнале Time, а несколько позже в журнале Life. Эшер иногда создает модели некоторых объектов своих картин из глины, дерева, проволоки и других материалов. Например, как рассказывает Джордж Эшер, при работе над знаменитой картиной "Рептилии" 1943 года, где маленькие крокодилы выползают из мозаики, проходят по книгам на столе и опять превращаются в мозаику, он вылепил фигурку крокодила из пластилина и располагал ее последовательно на столе среди других предметов, чтобы нарисовать всю картину. Также с использованием моделей создавалась картина "Дом лестниц", законченная в 1951 году. Обретение популярностиВ 1950 году Эшер обретает популярность в качестве лектора. Также в 1950 году проходит его первая персональная выставка с Соединенных Штатах. 27 апреля 1955 года Эшера посвящают в рыцари, и он становится дворянином. В 1956-57 годах художник заканчивает несколько своих самых известных работ, включая "Три мира". В это время продается большое количество его работ. Например, он получил чек от Вашингтонского дилера на сумму 2125 долларов за 150 его отпечатков. На сегодняшний день это не такая уж большая сумма (сегодня одна работа Эшера того времени стоит больше), но художник был благодарен и этому. В 1957 году художнику предлагают сделать фреску в голландском городе Утрехте. В октябре 1958 года Джордж Эшер заканчивает университет и эмигрирует в Канаду.
В 1959 году Эшер встречается с профессором МакГиллаври, после чего художник выступает на международном конгрессе кристаллографии в Англии на тему симметрии. Также в 1959 году он получает копию статьи Лайонела и Роджера Пенроузов о невозможных фигурах. В статье упоминались некоторые ранние работы Эшера, но также было и кое-что новое. Картина "Восхождение и спуск" (1960) основана на знаменитой лестнице Пенроузов. В начале 60-х годов выпускается первая книга с работами Эшера Grafiek en Tekeningen, в которой 76 работ прокомментировал сам художник. Книга помогла обрести понимание среди математиков и кристаллограферов, включая некоторых из России и Канады. В августе 1960 Эшер читает лекцию по кристаллографии в Кембридже. Последние годыМатематические и кристаллографические аспекты творчества Эшера становятся очень популярными. В 1965 году профессор Каролина МакГиллаври публикует книгу "Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера". В 1964 году Эшер снова отправляется в Америку, чтобы повидать сына и прочитать несколько лекций. Но неожиданно заболевает и после операции в Торонто он с женой возвращается Голландию. Лекции, которые были полностью написаны Эшером, были изданы спустя 20 лет в книге "Эшер об Эшере". Жена Эшера никогда не была счастлива в Барне и в 1968 году вернулась в Швейцарию, где и провела отаток жизни. Эшер остался в Барне и погрузился в работу. И, хотя здоровье его ухудшалось, он продолжал создавать гравюры на дереве. В 1970 году после новой серии операций Эшер переезжает в новый дом в Ларене (Нидерланды), в котором была студия, но плохое здоровье не давало возможности много работать. Он продолжает переписываться со многими друзьями по всему миру, включая школьного друга Баса Киста. Была издана исчерпывающая книга о жизни и творчестве художника. Эшер прожил достаточно долго, чтобы увидеть книгу "Мир М. К. Эшера" (The World of M. K. Escher) переведенную на английский язык и остался ей очень доволен. Последняя работа, законченная Эшером - "Змеи". В марте 1972 года самочувствие художника сильно ухудшается. Все семья собирается вокруг постели больного. 27 марта в возрасте 73 лет Мориц Эшер скончался. Биография составлена на основе
англоязычного источника Перевод Влада Алексеева. Больше об М. К. Эшере вы можете
узнать на сайтах |
||
![]() |
|||