Дж. Тимоти Анрах "Удивительные фигуры"


Часть 3
Космическая вилка

С этой фигурой мы входим в самую сердцевину и суть невозможного. Может быть, это самый многочисленный класс невозможных .объектов. Так или иначе, любой из вас видел его. Я, например, увидел этот объект на доске объявлений еще в средней школе, на уроке труда у мистера Томаса. Он назывался просто "Космическая вилка". Хотя мне и не удалось смастерить эту фигуру, у меня стоит пятерка по труду. Именно "Космическая вилка" положила начало моему увлечению невозможными объектами, которое продолжается всю жизнь.

Этот пресловутый невозможный объект с тремя (или же с двумя?) зубцами стал популярен у инженеров и любителей головоломок в 1964 году. Впервые он появился в печати как часть рекламы California Technical Industries 23 марта 1964 года в номере журнала Aviation Week and Space Technology. Позднее, в том же году, в декабрьском номере American Journal of Psychology была напечатана статья профессора психологии государственного университета Айовы в городе Эймсе д-ра Дональда X. Шустера. Это была первая публикация, посвященная необычной фигуре, которую автор назвал "Скобой, состоящей из трех элементов". Восприятие и разрешение (если это только возможно) несоответствия в этом новом типе двусмысленной фигуры требует настоящего сдвига зрительной фиксации. "Космическая вилка" Шустера стала классической: после того как на нее обратили внимание, многие стали тщательно изучать эту тему и создавать различные вариации. С практической точки зрения этот странный трезубец, или механизм в виде скобы, абсолютно неприменим. Некоторые называют его просто "досадной ошибкой". Один из представителей аэрокосмической промышленности предложил использовать его свойства при конструировании межпространственного космического камертона!

Пространственная вилка

Поскольку трудно одновременно рассматривать правую и левую стороны фигуры, то сразу сложно понять, что данный предмет – невозможен. Каждая из сторон, если рассматривать их отдельно, возможна в двухмерном изображении, но невозможна, если рассматривать объект в целом с одной точки.

Проблема возникает из-за двусмысленности в восприятии глубины. Мы не получаем достаточно информации о том, как расположены части фигуры, и, соответственно, непонятно, на что мы, собственно, смотрим. Проблема состоит в том, чтобы угадать положение среднего зубца. Если посмотреть на фигуру слева, то все три зубца располагаются на одном уровне, другими словами, у них одинаковые параметры пространства и глубины. А когда вы смотрите на фигуру справа, средний зубец как бы "проваливается" в сравнении с двумя внешними. Так где же именно расположен средний зубец? Очевидно, что он не может существовать в двух местах одновременно. Путаница происходит из-за того, что вы пытаетесь смотреть на эту фигуру как на трехмерный объект.

"Космическая вилка" основана на принципе неправильных соединений, которые возможны в двухмерной плоскости или на двухмерной поверхности, но никак не в трехмерном пространстве. В "Космической вилке" использовано то обстоятельство, что зубец с круглым сечением может быть нарисован с помощью пары параллельных линий. Перекладина же с квадратным сечением – с помощью трех линий. Иллюзия основана на том, что две параллельные линии образуют круглое сечение с одной стороны, прибавляя же к ним третью параллельную линию, мы получаем квадратное сечение – с другой. Для усиления противоречия все линии строго параллельны в пространстве. Если бы вы смогли сделать поперечное сечение в середине "Космической вилки" – вырезать из нее ломтик, как из батона, – как, по-вашему, он бы выглядел?

Фигуры, показанные на следующей странице, представляют со бой две разновидности "Космической вилки".

Кирпич с выступами и впадинами

Фигура на следующей странице – еще одна разновидность "Космической вилки". Как мы видим, она отражает тот же принцип построения, с той лишь разницей, что "Космическая вилка" имеет свободное положение в пространстве, а "Кирпич с выступами и впадинами" имеет фиксированное положение. Проект этой конструкции нетрудно начертить на кальке, с которой можно сделать светокопию Если чертежник приглядится повнимательнее, то поймет, что воспроизвести эту деталь в трехмерном пространстве будет непросто.

Как в основе знаменитой "Космический вилки", так и в основе "Кирпича с выступами и впадинами" лежит принцип двусмысленной перспективы: выпуклые края с одной стороны становятся вогнутыми с другой. А три отчетливо видных элемента с одной стороны превращаются в два с другой. Единственное различие между "Кирпичом с выступами и впадинами" и "Космической вилкой" в том, что в первой фигуре основу составляют три элемента, а во второй фигуре – два Проблема состоит в том, чтобы внести порядок в постоянный хаос в верхней части фигуры. Противоречие возникает, когда вы пытаетесь подходить к рисунку с обычными мерками. В то время как в "Космической вилке" иллюзия создается при помощи точных параллельных линий, в "Кирпиче с выступами и впадинами" она достигается при помощи линий, которые хоть и кажутся параллельными, но все же расходятся под небольшим углом.

Блок с выступами и впадинами

Эта фигура является еще одной вариацией "Космической вилки"! третьего поколения. Она похожа на предыдущую фигуру. По этому же принципу можно образовать огромное количество объектов, которые будут лежать как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.

Изображенный здесь "Блок с выступами и впадинами", как и предыдущие фигуры, построен на двусмысленности перспективы, основанной на неправильных соединениях, по существу, параллельных линий. И здесь, как вы вскоре понимаете, проблема в том, чтобы установить порядок: ваше зрение "колеблется", когда вы смотрите на произвольно изрезанную поверхность этого предмета.

Внеземной тостер

Как и другие вариации, описанные ранее, эта фигура очень схожа с "Космической вилкой": некоторые элементы с одной ее стороны необъяснимым образом переходят на другую сторону. Только в этом случае фигура расположена вертикально.

Если вы попробуете использовать этот прибор как тостер, чтобы поджаривать хлеб насущный, вам придется пережить нечто необычное. Представьте, например, как вы положите два кусочка хлеба в этот тостер. Что может случиться, когда тосты выпрыгнут из него? Будут ли это два кусочка поджаренного хлеба или три? Каким бы ни был результат, этот прибор может оказаться тем самым долгожданным приспособлением, которое в своей работе не использует энергию, т. е. мифическим вечным двигателем!

Башня с четырьмя колоннами-близнецами

"Башня с четырьмя колоннами-близнецами" раздвоена у основания (что, впрочем, явно следует из названия). Однако верхняя часть фигуры, построенная на параллельных линиях, представляет собой конструкцию, состоящую из 4 элементов. Оптический обман, производимый этой фигурой в целом, слишком велик, чтобы можно было придумать лишь одно решение. Это почти так же трудно, как и представить себе квадратный круг! В этой фигуре также можно прикрыть рукой нижние две трети, а затем, отодвигая руку вниз, удивить своих друзей, показав им низ рисунка!

Как и "Внеземной тостер", любопытная фигура справа тоже какая-то внеземная. Может, это побочный продукт какого-либо странного правительственного эксперимента? Или схематический дизайн небоскреба в центре города? Во всяком случае эта странная фигура, кажется, обладает необъяснимой способностью появляться, и исчезать, когда ей заблагорассудится.

Структура из трех/четырех элементов

Как и в фигуре на предыдущей странице, иллюзия, создаваемая "Структурой из трех/четырех элементов", подчеркивается с помощью вертикальной композиции и текстуры. В данном случае мы видим, что "магия" невозможных фигур может создаваться не только путем искажения перспективы или благодаря оптическим противоречиям, а также с помощью дополнительных горизонтальных и вертикальных особенностей текстуры.

В этой фигуре интересно также то, что она предполагает количественную неопределенность. На переднем плане мы видим только три столба, но из рисунка можно заключить, что всю структуру поддерживают четыре столба и что четвертый из них расположен на заднем плане вне поля зрения. Но наше предположение оказывается невероятным, поскольку вверху фигуры мы видим только три опоры, отсюда ее название – "Структура из трех/четырех элементов"!

Одним из интереснейших эффектов, производимых невозможными фигурами, является то чувство зрительного беспокойства, которое они внушают человеку, их рассматривающему. Изучая иллюзии, представленные в этой книге, вы получите настоящее удовольствие Среди прочих уникальных особенностей невозможных фигур – способность постоянно противостоять объединению отдельных элементов в целое. По той же причине они противостоят разъединению целой фигуры на отдельные элементы!

Неописуемый объект

В этой фигуре можно обнаружить конструкцию из нескольких "космических вилок". Путем соединения четырех космических вилок в одну вертикальную фигуру и сохранения (что особенно важно) равного расстояния между линиями удалось создать "Неописуемый объект". В его основании только четыре элемента, а оканчивается он девятью зубцами! Как вы помните, в "Космической вилке" три зубца были образованы из двух стержней, а в "Неописуемом объекте" элементов вдвое больше. Таким образом, немного поэкспериментировав, мы смогли образовать Неописуемое нечто, или Космическую супервилку! Можно продолжить этот эксперимент и создать мегапространственную вилку, бесконечно расширяя основание, – в результате получился бы бесконечный строй смотрящих вверх зубцов!

Двойные клавиши

Перед тем как мы коснемся следующего значительного раздела невозможных фигур, остановимся еще на одной странной разновидности "Космической вилки" – на элементах, напоминающих клавиши фортепьяно. Принцип построения "Двойных клавиш" фактически тот же, что и у "Космической вилки". Именно из-за того, что элементы были неправильно соединены, они уходят в другую плоскость. Когда вы смотрите на левую сторону фигуры, то кажется, что она состоит из двух клавиш, между которыми есть большой промежуток! Если же вы посмотрите на фигуру с другой стороны, то покажется, что оба конца примыкают друг к другу, отбрасывая при этом густую тень. Обнаружив, что фигура – двойственна, ваш взгляд начинает перескакивать слева направо, пытаясь сосчитать количество клавиш. Это похоже на ситуацию с "Космической вилкой". Но в данном случае число элементов с каждой стороны остается одинаковым, однако один элемент, кажется, возникает из другого, в то время как второй в свою очередь выходит из тени.

Эта фигура кажется одновременно и реальной, и невероятной. В данном случае тень, которая становится частью трехмерного элемента на переднем плане, усиливает двусмысленность. Элемент справа исчезает в никуда, превращаясь в пустое пространство слева. Эту уникальную и неповторимую иллюзию создают именно тень и неправильные соединения. Конечно, в реальном мире такое невозможно, хотя вот эта невообразимая фигура прямо перед вашими глазами!

Три или четыре бруска

"Три или четыре бруска" – это невозможный объект, который также основывается на принципе "Космической вилки". Здесь три бруска переходят в четыре. Основным принципом, по которому строится эта иллюзия, является одинаковое расстояние между всеми параллельными линиями. Ваш взгляд раздваивается между правой и левой сторонами, когда один элемент становится частью двух других.

Где же реальность переходит в иллюзию? В случае со многими удивительными фигурами лишь напряженный внимательный взгляд способен разрешить загадку. Постоянно имея дело с объектами внешнего мира, мы с трудом можем принять идеи, которых не понимаем на интуитивном уровне. Таким образом, сталкиваясь с невозможными объектами, мы понимаем, что восприятие – это лишь простые гипотезы об окружающем нас мире, построенные на ощущениях. (И вы понимаете это даже без психолога!)

Раздвоенный столб

Все гениальное – просто, но зачастую простота и обусловливает гениальность. Но "Раздвоенный столб" не таков, поскольку эта фигура построена на противоречии, и при этом она совершенно невозможна!

Зрительная информация понятна всем. Она не ограничена пределами использования языка, словарным запасом или грамматикой может восприниматься людьми с любым уровнем образования. Зрительные образы зачастую могут представить факты и идеи более полно и отчетливо, чем любое другое средство общения. Они могут обогатить идеи, выраженные словами, такой гаммой чувств, что комментариев не потребуется! Все же (и мы должны сразу опровергнуть все ранее сказанное) невозможные объекты делают прямо противоположное: они загрязняют и запутывают визуальное общение. Если бы мы попытались описать словами невозможный объект, например, по телефону, то человек на другом конце провода, вероятно, не смог бы его нарисовать. У собеседника может возникнуть вопрос: а есть ли у этого новомодного приспособления практическое применение?

Все-таки "Раздвоенный столб" можно использовать на практике. Эта фигура может послужить в качестве шахтной опоры. Если шахта рушится, то раздвоенный столб может тут же превратиться в два столба, поддерживающих потолок и предотвращающих обвал!

Hosted by uCoz